Разговор на тему «Призрака в доспехе» есть разговор весьма тяжёлый, поэтому, садясь за написание этих строк, я заранее предполагаю, что многие из читателей не согласятся с моим скромным повествованием, однако же раз уж взялась - отступать поздно. Итак, для начала следует обратиться отнюдь не к предшественнику сериала в мире аниме - полнометражному фильму 1995 года, ставшему буквально культовым среди отаку во всём мире, но непосредственно к манге, с коей и берёт своё начало «Призрак в доспехе» как таковой. Вообще нельзя не отметить, что все работы Сиро Масамунэ отличаются сравнительной жёсткостью своего содержания, и «Призрак» отнюдь не исключение из этого правила, скорее наоборот, ярчайший его представитель. Полная, без купюр версия манги содержит не только жестокие сцены насилия, яростные перестрелки и прочее, но и вовсе откровенные сцены, относящиеся к хентаю. То есть, говоря о «Призраке», нельзя не упомянуть о том, что изначально это вещь крайне жестокая, откровенная и во многом тяжёлая для восприятия.

На фоне всего этого полнометражный фильм Мамору Осии, вышедший в 1995-м году, смотрелся легко и приятно. Не смущали ни оторванные конечности ближе к развязке фильма, ни то, что в самом начале главная героиня, скинув свой немудрящий наряд, храбро устремлялась вниз с небоскрёба в чём мать родила. И вот наконец пришла пора обсудить нам уже не мангу и не полнометражный фильм, а непосредственно телевизионный сериал «Автономный комплекс», состоящий из двух сезонов с сюрпризами.

Так что же представляет собой сериал, и каков он по сравнению с мангой и своим предшественником? Следует отметить, что со времён полнометражной картины «Призрак» стал ещё мягче, чем, на мой взгляд, значительно удалился от оригинальной манги. Отныне он смотрится куда менее извращённее и куда более походит на некий классический киберпанк-детектив с элементами боевика, не более того. Я отнюдь не утверждаю что это плохо, напротив, меня это куда как устраивает, однако вопрос здесь не в чьих-то личных пристрастиях, а исключительно в непредвзятой констатации факта. Бытует такое мнение, что сериал гораздо более приближен к манге, нежели полнометражный фильм. По сути я позволю себе не согласиться с этим утверждением, поскольку и сериал, и фильм в принципе к манге имеют сравнительно одинаковое отношение. Не следует ждать от сериала сколь бы то ни было близкой экранизации манги. В то время, как фильм делал отступления от манги, демонстрируя нам различные красоты современной анимации, сериал находит не меньше поводов также далеко не во всём следовать манге.

Разумеется, коль скоро я так часто упоминаю в тексте полнометражный фильм, нельзя не оставить понемногу разговор о достоверности и не перейти к разговору о том, что отличало полнометражку в особенности, а именно к вопросу арта, то есть, картинки на наших с вами голубых экранах. Здесь перед сериалом стояла довольно трудная задача - не удариться в грязь лицом, поскольку полнометражка в этом плане была бесспорным шедевром. И, надо сказать, по большей части сериал со своей задачей справился - арт и анимация действительно достойные, особенно учитывая довольно большое количество серий в сериале.

И, конечно же, нельзя отдельно не поговорить о музыкальном сопровождении сериала, поскольку здесь на свет появляется первая изюминка «Автономного комплекса», а именно заглавные композиции обоих сезонов, исполненные на нашем с вами родном и могучем русском языке, языке Пушкина и Есенина. Ни для кого не секрет, что японцы относятся к русской культуре отчасти с тем же интересом, что и определённая часть русского населения к японской. Наверное, именно по этой причине русский язык в тех или иных видах нет-нет, да и проскакивает в японской анимации. При этом от несмелых надписей (к примеру, в «Кибер-городе Эдо 808» книга, которую читал один из главных героев, носила интригующее имя «Мальчики») до, как показал нам «Автономный комплекс», полноценных песен на русском языке. Нельзя не отметить, что после рассматриваемого сериала русский язык появлялся ещё во многих вещах, будь то голос диктора в «Волчьем Дожде» или потрясающая по своей красоте композиция «Братья» в «Стальном Алхимике» (текст которой в буклете к саундтреку, кстати, умудрились напечатать с ошибками). Но я отвлеклась. Написала и исполнила обе композиции к рассматриваемому сериалу российская певица Ольга Яковлева, в 90-х годах покинувшая просторы заснеженной России и перебравшаяся в куда более тёплую Японию, заимев при этом псевдоним Origa. Мало кто из зрителей не оценил по достоинствам этих песен, однако в этом плане, на мой взгляд, русскоязычная аудитория оказалась в некоем проигрыше, поскольку то, что для японцев звучит интригующе и необычно, подчёркивая тем самым мрачноватую и таинственную атмосферу возможного будущего, для нас звучит куда менее волшебно и загадочно.

Впрочем, это не повод заострять на таких мелочах внимание. По сути на этом разговор о сериале можно было бы и заканчивать, однако не так прост «Автономный комплекс», поскольку на DVD приготовил он нам с вами прямо-таки сюрприз в виде небольших (всего пару минут) зарисовок, получивших название «Дни Татиком». По сути из них получился самый настоящий мини-сериал, повествующий о роботах Татикомах. Эти небольшие зарисовки, следующие после каждого эпизода сериала, являются не более чем «разгрузочным» материалом, позволяющим отвлечься от основной сюжетной линии и просто улыбнуться (кстати, вот ещё один яркий показатель того, как далеко ушёл сериал от манги, поскольку ничего забавного в ней не было и быть не могло, ибо тщательно воссозданный стиль «жёсткого», откровенного киберпанка был там во всём, начиная с обложек).

Вот таков он, «Призрак в доспехе: Автономный комплекс». Каково же моё мнение о сериале? Надо сказать, довольно хорошее, поскольку смотреть его интересно, картинка для сериала весьма хороша, музыкальное сопровождение радует своим качеством, словом, у сериала есть всё, чтобы понравиться. Единственный его возможный минус - это, наверное, то, что он имеет крайне мало общего с оригинальной мангой, впрочем, огорчить это может лишь любителей оригинала, остальных же если не порадует, то, на мой взгляд, по крайней мере не расстроит, тем более, что, как уже многократно говорилось, не так уж много в наше время качественного киберпанк-аниме.

Краткое содержание: 

В будущем грань между дигитальным и физическим мирами заметно стёрлась, кибертроника изменила жизнь человечества до неузнаваемости, создав новый синтетический уровень существования и сведя людей в единую Сеть. Однако сближение живых организмов и машин оказалось чревато опаснейшими последствиями, предоставив злоумышленникам невиданные доселе возможности манипулирования человеческим сознанием. Для предотвращения подобных технопреступлений и был создан Девятый Отдел. Это элитное подразделение полиции сканирует как физический, так и кибернетический миры для выявления вредоносной деятельности хакеров, кибер-террористов и взбесившихся машин. В случае необходимости на поимку преступников отправляется оперативная группа профессионалов, каждый из членов которой наделён особыми качествами. Бато, человек, начинённый электроникой, обладает стальными глазами и мощными бицепсами из титаниума. Детектив Тогуса, человек без каких-либо кибер-добавок, обогащает команду своей иррацинальной интуицией. Ведёт группу неотразимая Матоко Кусанаги, киборг с сознанием, близким к Божественному откровению. Когда в действии такая блестящая группа, прикрываемая в политической сфере шефом Девятого Отдела Арамаки и снабжённая впечатляющей военной технологией, мир может спать спокойно.